На главную ПРАВО 777
Частная юридическая библиотека
Главная Видео лекции О проекте подробно Юмор Кадр - факт Бесплатные услуги Полезные ссылки Правила Контактная информация Написать нам письмо На главную страницу
Законодательство
Библиотека

Статьи.


Мертво ли правило о судебном взыскании налогов при переквалификации сделок (пп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового Кодекса РФ)? / Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в журнале Адвокат №1, 2017. С. 5-11.

Можно ли дважды войти в реку? Комментарий к Определению Экономической коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2016г. N 310-КГ16-3264 / Автор: Султанов А.Р.Опубликовано в журнале «Российский судья» 2017. № 1. С. 18-23.

О некоторых доказательствах в налоговых спорах. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в журнале Адвокат №12, 2016 С. 13-24

О праве заинтересованных лиц на обжалование решения по делу об оспаривании нормативного акта. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в Вестник гражданского процесса №5. 2016. С. 87-109

О праве налогоплательщика защищать свои законные интересы путем подачи апелляции. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в журнале «Арбитражный и гражданский процесс» №10. 2016 С. 49-45.

Выступление на круглом столе «Направления правового регулирования противодействия «недружественным поглощениям», состоявшегося 20 апреля 2006 г в Государственной Думе РФ. Султанов А.Р.

Обжалование судебных актов, вынесенных по делам об оспаривании нормативных актов, лицами, не участвовавшими при рассмотрении дела в суде первой инстанции. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в «Закон. 2010. № 4. С. 143-155.

Встречный иск при рассмотрении споров вытекающих из публичных правоотношений. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в «Вестник гражданского процесса» N 3. 2016. С. 130 – 141.

Новояз или что такое приостановление выездной налоговой проверки. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в журнале Адвокат №4 2016.

Какими должны быть правовые последствия истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано «Адвокат» №3, 2016. С 5 -12.

Спорные вопросы применения сроков давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в журнале «Адвокат» №2, 2016, С. 5-19.

Об эффективных средствах защиты от необоснованного восстановления процессуального сроков. // Автор: Султанов А.Р. Опубликовано в «Вестник гражданского процесса». 2016. № 1. С. 56-77.

Урок дела «Матыцина против Российской Федерации»// Автор: Султанов А.Р. Опубликована в журнале «Адвокат» декабрь, 2015

Депутатский запрос в Конституционном Суде РФ против исполнения постановлений Европейского суда по правам человека. // Автор: Султанов А.Р. Опубликована в журнале «Законодательство. Экономика.» №7, 2015

«Не оставляйте стараний, маэстро». // Автор: д.ю.н. Пацация М.Ш. 2015 г.

К вопросу об естественно-правовом подходе к источникам гражданского процессуального права. // Автор: Султанов А.Р. 2015 г.

А напоследок я скажу... // Автор: Султанов А.Р.

Восстановление нарушенных прав и свобод человека и проблемы правопреемства государственных органов, через призму европейских стандартов. // Автор: Султанов А.Р. 2011 г.

Правовая определенность - часть должной правовой процедуры или как в закон об экстремизме правовую определенность вводили. // Автор: Султанов А.Р. 2015 г.

Правовые последствия немотивированности ненормативных правовых актов при их оспаривании в судах. // Автор: Султанов А.Р. 2014 г.

О возможной неконституционности установления 3-х месячного срока для оспаривания актов государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц, ограничивающих права и свободы граждан и юридических лиц ( абзац 1 ч.3 ст. 263 ГПК Кыргызской Республики). // Автор: Султанов А.Р. 2014 г.

Продолжение дела «Маркин против РФ» или как Президиум Ленинградского окружного военного суда возбудил спор о конституционности пунктов 3 и 4 части 4 статьи 392 во взаимосвязи со статьей 11 ГПК РФ. // Автор: Султанов А.Р. 2013 г.

Дело о ликвидации местной церкви. // Автор: Султанов А.Р. 2013 г.

К 15-летнему юбилею действия для России Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней. // Автор: Султанов А.Р. 2013 г.

Как дело о цензурном запрете помогло появлению важнейших правовых позиций Большой Палаты Европейского Суда по правам человека. // Автор: Султанов А.Р. 2013 г.

Процесс для мира или мир для процесса? // Автор: Султанов А.Р. 2013 г.

Должная правовая процедура и правовые стандарты Европейского Суда по правам человека. // Автор: Султанов А.Р. 2013 г. Опубликована в журнале Евразийская адвокатура. 2013. № 1.

Рассмотрение дел об ограничении свободы распространения мнений и убеждений и запрете литературы в особом производстве – возвращение упрощенных недемократических карательных практик ? // Автор: Султанов А.Р. 2012 г. Опубликована в журнале «Законодательство и экономика» №12, 2012.

Формализм гражданского процесса и стандарты справедливого правосудия. // Автор: Султанов А.Р. 2012 г. Опубликовано в журнале «Вестник гражданского процесса» №3. 2012. С.73-93

Очерк о применении норм Конституции РФ и исполнении решений КС РФ в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. // Автор: Султанов А.Р. 2012 г. Опубликовано в журнале Вестник гражданского процесса №2, С. 283-313

Цензурное прошлое и современная карательная цензура религиозных учений. // Автор: Султанов А.Р. 2012 г.

Юридическая природа дел о признании информационных материалов экстремистскими с точки зрения гражданского процесса. // Автор: Султанов А.Р. 2012 г.

Как обустроить Россию согласно теории развития человечества. // Автор: Мягких Ю.П. 2011 г.

Совершенствование ГПК РФ в свете постановлений Европейского Суда по правам человека. // Автор: Султанов А.Р. 2007 г.

Эссе о судебных процессах ограничения свободы выражения мнений и свободы совести, уроках истории и европейских стандартах. // Автор: Султанов А.Р. 2010 г.

Унификация норм о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам. // Автор: Султанов А.Р. 2010 г.

«Яндекс», Google, Mail.ru, «Вконтакте» и «Рамблер»: в России за пиратство судят не тех

АНТИЭКСТРЕМИСТСКИЙ ТЕРРОР // Автор: адвокат, руководитель Адвокатского кабинета "Мастерская судебных тяжб" - Роман Качанов.

Новая веха в исполнении постановлений Европейского Суда по правам человека: значение и правовые последствия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2010 №4-П // Автор: Султанов А.Р. 2010 г.

Антиэкстремизм и гражданский процесс. // Автор: Султанов А.Р. 2010 г.

Антиэкстремистское законодательство становится экстремистским? // Автор: Султанов А.Р. 2010 г.

Еще один урок Европейского Суда по правам человека по защите свободы совести. // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, начальник юридического управления ОАО «Нижнекамскнефтехим». 2009 г.

Об исполнении Постановлений Европейского Суда по правам человека, как средстве реализации конституционных ценностей // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Правотворческие ошибки и Европейский суд по правам человека. // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Споры о неподведомственности, постановка проблемы на основании судебной практики. // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2007 г.

Право на обращение в межгосударственные органы и последствия для России // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2007 г.

О  правосубъектности религиозных объединений // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Правовая определенность и судебное нормотворчество // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования.

Европейский Суд по правам человека нашел еще одну системную ошибку в правоприменительной практике РФ? // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2007 г.

Практика Европейского Суда по правам человека, повод учиться на чужих ошибках // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2007 г.

О свободе совести и отношении к ней в российских судах и европейских стандартах // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Об общепризнанных принципах международного права и применении судами Постановлений Европейского суда по правам человека. // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, res judicata и о судебной реформе // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Право на уважение собственности // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2006 г.

О том, как спор о транспарентности превратился в спор о неподведомственности и дошел до Конституционного Суда РФ // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2007 г.

Утрата уважения к судьям разрушает государство, а неуважение к решениям Конституционного Суда умаляет Конституцию РФ. // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования. 2008 г.

Европейский суд по правам человека на защите основ демократического общества – свободы совести // Автор: Султанов Айдар Рустэмович, Судья Третейского энергетического суда, член ассоциации по улучшению жизни и образования.

25.07.2007 г.

Вычислена оптимальная длительность копирайта
16 Июля 2007 | 15:08
По материалам: Compulenta

Руфус Поллок, кандидат философских наук Кембриджского университета, вычислил оптимальный срок действия авторского права. Результаты своей работы Поллок представил на конференции в Берлине, которая началась на прошлой неделе, сообщает Ars Technica.

Поллок опирался на предположение, согласно которому срок копирайта сокращается вместе со снижением стоимости создания творческой работы. Когда стало проще печатать книги, записывать музыку и редактировать фильмы, используя новые цифровые инструменты, стоимость производства этих продуктов значительно уменьшилась, однако срок действия авторского права только увеличился.

Применяя экономические формулы, Руфус Поллок разработал ряд уравнений, которые позволяют вычислить оптимальную длительность копирайта. В частности, по его расчетам выходит, что авторское право на какое-либо произведение должно действовать только в течение четырнадцати лет. Подробно ознакомиться с работой Руфуса Поллока можно здесь .

Действующие в настоящее время законы предусматривают гораздо более длительные сроки. Так, в Соединенных Штатах авторское право действует на протяжении жизни автора и в течение семидесяти лет после его смерти. Соответствующий закон был принят в США в 1998 году, а до той поры действие копирайта прекращалось спустя пятьдесят лет после кончины автора и работа становилась общественным достоянием. Несколько позднее примеру американцев последовали и европейские законодатели. А в июле 2004 года изменения были внесены и в Федеральный закон Российской Федерации, которые увеличили продолжительность авторского права с пятидесяти до семидесяти лет после смерти создателя произведения.

В конце прошлого года в Европе разгорелись жаркие споры, когда группа из 4000 музыкантов предложила увеличить срок копирайта на музыкальные произведения до 95 лет после смерти автора. Это предложение поддержали 3500 звукозаписывающих компаний и свыше 40000 артистов. Окончательное решение по этому вопросу Еврокомиссия пока не приняла.

16.05.2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.04.2007 N 45-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс), направлены на усиление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. С этой целью Кодекс дополнен новыми составами административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, предусматривающими ответственность за конкретные нарушения антимонопольного законодательства; эти составы включили в себя признаки нарушений антимонопольного законодательства, ранее предусмотренные другими статьями Кодекса. Кроме этого, в статьях Кодекса, устанавливающих ответственность за правонарушения, имеющие отношение одновременно к различным отраслям законодательства, нарушения антимонопольного законодательства выделены в отдельные пункты с усилением применяемых к этим нарушениям санкций.

Нарушения антимонопольного законодательства

Глава Кодекса, содержащая статьи об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности (глава 14), дополнена статьями 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке", 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий" и 14.33 "Недобросовестная конкуренция".

Статья 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий" содержит примечание об освобождении от ответственности лиц, добровольно заявивших в антимонопольный орган о заключении ими ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию действий, отказавшихся от участия в таких соглашениях или действиях и предоставивших информацию о них.

Недобросовестная конкуренция признается административным правонарушением, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния и признаков административно наказуемого нарушения законодательства о рекламе (санкции за которое предусмотрены самостоятельной статьей Кодекса); при этом недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ, услуг влечет более строгие санкции.

Оговорку об отнесении данного правонарушения к административным в том случае, если соответствующие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, содержит и упоминавшаяся выше статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке". Следует иметь в виду, что в Уголовном кодексе РФ содержится статья 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции", устанавливающая признаками преступности указанных деяний, в частности, причинение крупного ущерба и применение насилия.

В статьи Кодекса 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав", 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" и 14.7 "Обман потребителей" включены оговорки о том, что эти статьи не распространяются на нарушения антимонопольного законодательства, имеющие схожие признаки, ответственность за которые установлена вышеуказанными новыми статьями Кодекса.

Административные правонарушения против порядка управления, связанные с нарушениями антимонопольного законодательства

В статьях Кодекса 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)" и 19.8 "Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля" в отдельные подпункты выделены правонарушения, выразившиеся в невыполнении решений или предписаний антимонопольных органов, в частности предписаний о прекращении злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке и предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции, а также в непредставлении антимонопольным органам предусмотренных антимонопольным законодательством ходатайств, уведомлений и сведений; при этом размеры административных штрафов за невыполнение решений и предписаний антимонопольных органов и непредставление этим органам ходатайств, уведомлений и информации значительно увеличены.

Административные наказания за нарушения антимонопольного законодательства

Совершение административных правонарушений, предусмотренных включенными в Кодекс новыми статьями (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, недобросовестная конкуренция), влечет наложение административного штрафа, минимальный размер которого для должностных лиц составляет 120 минимальных размеров оплаты труда (за недобросовестную конкуренцию), а максимальный - 200 МРОТ (в соответствии со всеми тремя новыми статьями Кодекса). За заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также за недобросовестную конкуренцию должностные лица вместо наложения административного штрафа могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет (ст. ст. 14.31 - 14.33; здесь и далее указываются статьи КоАП РФ в редакции Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ).

На юридических лиц за совершение перечисленных правонарушений налагается административный штраф, исчисляемый по-новому - исходя из суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение; максимальный размер исчисляемого таким образом штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера выручки.

Размер штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение указанных нарушений антимонопольного законодательства, может составлять от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, при этом за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке максимальный размер штрафа не может превышать одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров, работ или услуг, а за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, не может быть менее одной тысячи МРОТ (подп. 4 п. 1, п. 4.1 ст. 3.5, ст. ст. 14.31 - 14.33).

За недобросовестную конкуренцию на юридических лиц может быть также наложен административный штраф в размере от 1000 до 5000 МРОТ (ст. 14.33).

Как уже говорилось, за невыполнение решений и предписаний антимонопольного органа и непредставление ему ходатайств, уведомлений и информации размеры штрафов увеличены по сравнению со штрафами, налагаемыми за те же правонарушения в отношении других надзорных органов. Так, минимальный размер штрафа за нарушение антимонопольного законодательства, налагаемого на должностных лиц, составляет 80 МРОТ, максимальный - 200 МРОТ (за невыполнение указанных обязанностей в отношении других надзорных органов, соответственно, 30 и 150 МРОТ), минимальный размер штрафа, налагаемого на юридических лиц, составляет 1000 МРОТ, максимальный - 5000 МРОТ (в отношении других надзорных органов минимальный штраф в некоторых случаях составляет 100 МРОТ) (ст. ст. 19.5, 19.8).

13.04.2007 г.

13.04.2007 г.

Большинство россиян уверено, что ужесточенеи наказаний за нарушение ПДД поможет улучшить ситуацию на дорогах.
Большинство россиян в той или иной степени осведомлены о том, что Госдума РФ планирует ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения. Как показал проведенный экспертами фонда "Общественное мнение" опрос, о принятии соответствующего закона в первом чтении "знают" 37% опрошенных, еще 35% – "что-то слышали". В целом отношение к этой инициативе неоднозначное, хотя доля позитивных оценок все же преобладает: так, 42% респондентов думают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД принесет пользу, 10% – что оно навредит, 22% ожидают как пользы, так и вреда (еще 11% говорят, что не будет ни того, ни другого).

О том, что участники опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", подразумевают под пользой и вредом, можно судить по их ответам на открытый вопрос, какими будут последствия ужесточения наказаний за нарушение ПДД. Одни респонденты предполагали, что это приведет к повышению дисциплины и ответственности водителей, снижению количества нарушений ("люди наконец-то поймут, что надо соблюдать ПДД"; "будет меньше пьяных водителей"; "лихачить не будут" – в сумме 27% опрошенных); а в результате – к снижению количества аварий, случаев травматизма и гибели на дорогах (6%) и общему улучшению дорожной ситуации (3%). Другие говорили, что ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения приведет к усилению коррупции среди сотрудников ГИБДД, росту поборов и взяток ("узаконенный грабеж с разбоем со стороны ГАИ" – 19% ответов); что богатые, влиятельные люди будут откупаться от наказаний, а пострадают бедные ("это ударит по карману простых людей, а богатые как нарушали, так и будут нарушать" – 6%). По мнению некоторых респондентов, ужесточение наказаний ничего не даст, все останется по-прежнему или ситуация даже ухудшится ("если штрафовать будут огульно, может быть еще хуже, чем сегодня"; "еще больше будет скрытых нарушителей"; "за штрафы новых дорог не выстроишь" – 6%). Высказывалось также предположение, что подобные меры создадут нервозную обстановку, вызовут ожесточение и протесты среди водителей ("забастовку автомобилисты устроят"; "народ будет бунтовать" – 2%).

Отметим, что в сумме доли говоривших о положительных и об отрицательных последствиях ужесточения наказаний за нарушение правил дорожного движения очень близки.

Между тем, безопасность дорожного движения в своем городе или регионе, респонденты, по данным фонда "Общественное мнение", оценивают довольно низко. Только 8% заявили, что там, где они живут, дела в этом отношении обстоят хорошо, тогда как 46% называют положение дел плохим, а 37% – удовлетворительным. Более того, по мнению четверти опрошенных (27%), за последние год-два ситуация ухудшилась. О повышении безопасности сообщили только 12% участников опроса (52% перемен не видят).
ROKF.RU

07.02.2007 г.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.12.2006 N 244-ФЗ


"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР И О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон, которым определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ (за исключением отдельных положений, относящихся к лицензированию указанной деятельности и вступающих в силу с 30 июня 2009 года). Государственное регулирование осуществляется путем установления обязательных требований и ограничений, предъявляемых к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений и игорных зон. Также в сферу государственного регулирования входит выделение территорий, предназначенных для организации и проведения азартных игр, выдача необходимых разрешений и лицензий, выявление, запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства. Действие Закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж.

Требования, предъявляемые к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр

Законом установлено, что организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные на территории РФ. Юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или органы местного самоуправления, организаторами азартных игр выступать не могут.

Стоимость чистых активов в течение всего периода осуществления указанной деятельности не может быть менее 600 миллионов рублей для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов и 100 миллионов рублей для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (статья 6 Закона).

Организация и проведение азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, открытых в игорных зонах (за исключением букмекерских контор и тотализаторов). Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (статья 5 Закона).

Законом установлен ряд требований, которым должны соответствовать игорные заведения (статья 16 Закона).

В частности, игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части. Игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов). Игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону, то есть обособленную часть игорного заведения, предназначенную только для работников организатора (участники азартных игр в служебную зону не допускаются). Площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров. В доступном для посетителей месте должны быть размещены текст Закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.

В казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а в зале игровых автоматов - не менее чем пятьдесят игровых автоматов. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата не может быть ниже чем девяносто процентов.

Организатор азартных игр обязан обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении.

Работниками организатора азартных игр, а также посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Также Законом установлен ряд ограничений по размещению букмекерских контор и тотализаторов. В частности, они не могут располагаться в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения и прочее, а также на земельных участках, на которых расположены указанные объекты (статья 15 Закона).

В соответствии с Законом деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена (часть 3 статьи 5 Закона).

Игорные зоны, их создание, ликвидация и управление

Согласно статье 9 Закона четыре игорные зоны создаются на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов РФ).

Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры определяются Правительством РФ. Срок действия игорных зон не может быть ограничен. Решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством РФ до истечения десяти лет с даты ее создания.

Уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ осуществляют управление игорными зонами, включающее в себя, в том числе, передачу организаторам азартных игр и иным лицам в собственность или аренду земельных участков, расположенных в игорных зонах, выдачу и аннулирование соответствующих разрешений, контроль за соблюдением требований законодательства. Часть функций органов управления игорными зонами может быть передана объединению организаторов азартных игр на основании соглашения, порядок заключения которого устанавливается законодательством субъекта РФ (статья 10 Закона).

Согласно статье 11 Закона на момент создания игорной зоны земельные участки, ее образующие, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц (за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты). На земельных участках, на которых будет создана игорная зона, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность в игорной зоне при соблюдении установленных Законом требований и ограничений. Разрешение выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны (статья 13 Закона).

Законом определены случаи, при которых разрешение может быть аннулировано. К ним относятся: ликвидация юридического лица, являющегося организатором азартных игр, несоответствие игорного заведения требованиям, установленным Законом, нарушение организатором порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе проведение азартных игр вне игорной зоны и прочее (часть 4 статьи 13 Закона).

Если в течение трех лет с даты получения разрешения на организацию и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне организатор азартных игр не предпринял никаких действий, данное разрешение аннулируется.

В связи с вступлением в силу настоящего Закона отдельные законодательные акты приведены в соответствии с его положениями.

Так, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с 30 июня 2009 года не подлежит лицензированию деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов). При этом для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах наличие лицензии обязательно (статья 17 Закона).

С 30 июня 2009 года не будет взиматься государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием организации и содержания тотализаторов и игорных заведений. Однако за выдачу лицензии на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах пошлина составит 3000 рублей, за рассмотрение заявления о выдаче лицензии организаторам предстоит заплатить 300 рублей, а за ее переоформление - 1000 рублей. Указанные изменения внесены в часть вторую Налогового кодекса РФ (статья 18 Закона).

Статьей 16 Закона установлено, что игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов.

Срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Закона и действующих на день его вступления в силу лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в лицензиях. Со дня вступления в силу Закона выдача новых лицензий прекращается, за исключением лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным Законом требованиям, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

06.01.2007 г.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30.12.2006 N 271-ФЗ

"О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


11 апреля 2007 года вступит в силу Федеральный закон, которым регулируются отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность (отдельные положения Закона действуют с 15 января 2007 года). Действие Закона не распространяется на деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.

Организация рынков, их обустройство,
оборудование и содержание


Согласно статье 3 Закона розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальным считается розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса. Если для осуществления продажи товаров одного класса предназначены восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества, то в этом случае розничный рынок будет являться специализированным.
Рынок организуется согласно плану, утвержденному органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта РФ и территории муниципального образования, а также с учетом потребностей в рынках того или иного типа (статья 4 Закона).
Рынок может быть организован юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления муниципального образования. Заявление о предоставлении разрешения должно быть рассмотрено в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня его поступления.
В предоставлении разрешения заявителю может быть отказано при отсутствии права на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок, при несоответствии места расположения этих объектов и типа рынка утвержденному плану, а также в случае подачи документов, содержащих недостоверные сведения либо поданных с нарушением установленных требований (статья 7 Закона).
Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет (в том случае, когда объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат заявителю на праве аренды, срок действия разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды).
Юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка, признается управляющей рынком компанией.
Информация о выданных органом местного самоуправления разрешениях и содержащиеся в таких разрешениях сведения предоставляются в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ, который на основании полученной информации формирует и ведет реестр рынков, а также размещает указанные сведения на официальном сайте в сети "Интернет" (статья 10 Закона).
Оборудование и содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией.
Оборудование рынка, помимо прочего, включает в себя организацию торговых мест в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственных помещений и мест общего пользования; организацию стоянки для автотранспортных средств и мест для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; размещение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы и соответствующих метрологическим правилам и нормам измерительных приборов в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров.
На рынке должно быть оборудовано доступное для обозрения место для размещения, в том числе схемы расположения торговых мест; информации о правилах привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и об ответственности за нарушение этих правил; информации о порядке и условиях предоставления торговых мест, о наличии свободных торговых мест и о сроках прекращения действия договоров об их предоставлении; номеров телефонов руководителя управляющей рынком компании, контрольных и надзорных органов, а также иной необходимой продавцам и покупателям информации.
При входе на рынок размещается вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов РФ, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании (статья 12 Закона).
Управляющая рынком компания должна осуществлять его своевременную уборку и благоустройство, проводить санитарно-гигиенические и дезинфекционные мероприятия, обеспечивать энерго-, тепло- и водоснабжение, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров.

Размещение и порядок предоставления торговых мест


Торговые места размещаются на основании схемы, разработанной управляющей рынком компанией по согласованию с органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений на право организации рынка (статья 15 Закона).
При заключении договора о предоставлении торговых мест заявитель, помимо сведений о себе, должен указать, в том числе, перечень продавцов, привлекаемых заявителем, сведения о них, включающие фамилию, имя и (если имеется) отчество, данные документов, удостоверяющих их личность, сведения о гражданстве и правовые основания привлечения к осуществлению деятельности на рынке.
Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках (согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2006 N 683 на период с 15 января до 1 апреля 2007 года доля иностранных работников, используемых в розничной торговле в палатках и на рынках, а также прочей розничной торговле вне магазинов, должна составлять 40 процентов общей численности работников, а с 1 апреля по 31 декабря 2007 года - 0 процентов. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ указанные виды деятельности с привлечением иностранных работников, обязаны привести их численность в соответствие с установленными нормами). За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (часть 7 статьи 15 Закона).
Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынках осуществляется в общем порядке, за исключением ряда особенностей (статья 16 Закона).
В частности, торговые места на сельскохозяйственном рынке предоставляются на срок, не превышающий трех месяцев. При формировании схемы размещения торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями должны предоставляться в количестве не менее чем пятьдесят процентов торговых мест от их общего количества. Торговое место также может быть предоставлено на основании коллективного обращения, которое подается от имени не более чем десяти лиц, с указанием установленных Законом сведений о каждом включенном в коллективное обращение лице. Управляющей сельскохозяйственным рынком компанией должны предусматриваться и предоставляться торговые места для продажи сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.
При формировании схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственный потребительский кооператив, управляющий данным рынком, должен предусматривать для своих членов и предоставлять им торговые места в количестве не менее чем пятьдесят процентов от их общего количества.
Торговое место на сельскохозяйственном кооперативном рынке может быть предоставлено в упрощенном порядке членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) на срок, не превышающий трех календарных дней.
Управляющая рынком компания формирует и ведет реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест. Реестры должны храниться и вестись в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, при которых обеспечивается предотвращение утраты, искажения, подделки информации. Ведение реестров осуществляется в течение всего срока действия разрешения (статьи 18 и 19 Закона).

Осуществление деятельности по продаже товаров
(выполнению работ, оказанию услуг) на рынке


Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке может осуществляться продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места и заверяется управляющей рынком компанией. В карточке продавца должны быть указаны сведения о продавце, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к осуществлению деятельности на рынке; наименование и тип рынка; место расположения торгового места и сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места. В карточку продавца также должна быть вклеена фотография, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном либо сельскохозяйственном кооперативном рынке. Карточка продавца оформляется при заключении договора о предоставлении торгового места, выдается каждому продавцу и действительна в пределах одного рынка (статья 20 Закона).
При продаже товаров на рынке продавцы должны в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях; иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям; иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории РФ трудовой деятельности, а также иные предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы (статья 21 Закона).
Законом устанавливается ряд запретов и ограничений на осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке (статья 22 Закона).
В частности, запрещается продажа товаров на рынке с автотранспортных средств, за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.
Управляющая рынком компания, за исключением управляющей сельскохозяйственным кооперативным рынком компании, не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке.
С 15 января 2007 года действует положение, согласно которому сокращение Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора, заключенного с иностранным работником, или досрочного расторжения гражданско-правового договора, заключенного с иностранным работником. Досрочное расторжение указанного гражданско-правового договора осуществляется без обращения в суд (часть 6 статьи 22 Закона).
Законом внесены изменения в статью 83 Трудового кодекса РФ "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон". Теперь к таким обстоятельствам относится, в том числе, приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории РФ определенные виды экономической деятельности. По такому основанию трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (статья 25 Закона).
С 1 января 2010 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, должны осуществляться с учетом требований, установленных Законом. С 1 января 2010 года управляющие рынками компании для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. В отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков названные требования подлежат применению с 1 января 2012 года.
Организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу (статья 24 Закона).


30.01.2007 г.

Что ждать от отмены трудовых книжек?

В последнее время мы все чаще слышим о том, что трудовая книжка работника «доживает» последние месяцы. Еще немного, и кадровые специалисты с облегчением вздохнут: ушел из обихода один из самых сложных для оформления документов. Давайте посмотрим, станет ли легче кадровикам работать после отмены трудовых книжек? Не вызовет ли это событие дополнительных трудностей и проблем в работе с персоналом?

Почему трудовая книжка больше не нужна

С введением в нашей стране персонифицированного учета[1] необходимость ведения трудовых книжек отпала. Действительно, к чему отражать сведения на бумажном носителе, если вся информация о трудовом стаже работника хранится на его лицевом счету в единой базе Пенсионного фонда? К тому же для возникновения права на пенсию все равно имеет значение только страховой стаж, то есть тот период, в течение которого работодатель отчислял на лицевой счет работника установленные взносы.

Пример

Татьяна О. с 7 июля 2003 г. по 10 августа 2004 г. работала в ООО «Пилот», а с 22 ноября 2004 г. по настоящее время трудится в ЗАО «Русские просторы». Однако по данным Пенсионного фонда РФ на 1 декабря 2006 г. ее страховой стаж насчитывает только два года. Дело в том, что руководство ООО «Пилот», в нарушение действующего законодательства, документально не оформляло сотрудников на работу и не отчисляло за них соответствующие взносы, в том числе и взносы в Пенсионный фонд. Впоследствии по итогам плановой проверки Гострудинспекции за подобные правонарушения компания была оштрафована на сумму 49 000 рублей, а руководитель компании дисквалифицирован сроком на один год. Также компании ООО «Пилот» пришлось выступать ответчиком в районном суде, куда Татьяна обратилась за восстановлением страхового стажа за период с 7 июля 2003 г. по 10 августа 2004 г. (суд удовлетворил требования истицы в полном объеме).

Да и проблемы с непрерывным стажем (его для оплаты больничного листка кадровики рассчитывают на основании трудовой книжки) вскоре отпадут сами собой. Дело в том, что с 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж не будет больше приниматься во внимание при расчете пособий по временной нетрудоспособности[2].

Работать кадровикам станет легче

Давайте посмотрим, как же отразится отмена трудовых книжек на деятельности кадровых служб. Прежде всего с отменой этого документа у кадровиков не только сократится объем работы, но и значительно снизится «градус» правовой ответственности. Ведь в настоящее время оформление трудовой книжки – это настоящая головная боль для всех кадровых специалистов, а также для любых сотрудников, на которых возложена обязанность заниматься этим вопросом.

Этапы реформы трудового законодательства

Отмена трудовой книжки – это второй запланированный этап по реформированию трудового законодательства. По словам думских законодателей, он будет длиться примерно до 1 января 2009 года. По его завершении из Трудового кодекса будет исключен целый ряд правовых норм, связанных с понятием «трудовая книжка». Например, статья 66 ТК РФ, где говорится об общих принципах ведения этого документа. Напоминаем, что первый этап реформирования трудового законодательства завершился 30 июня 2006 года принятием Федерального закона № 90-ФЗ, внесшего значительные коррективы в ныне действующий Трудовой кодекс.

Приходится постоянно следить за тем, как бы не нарушить нормативные акты по ведению трудовых книжек[3]. Как бы обеспечить их надежную охрану. При любой проверке Гострудинспекции самое пристальное внимание уделяется ведению и хранению именно этих документов.

Кроме того, с исчезновением трудовых книжек исчезнут и различные «побочные» проблемы, связанные с существованием этого документа. Например, потеряет актуальность вопрос о так называемой дискриминации внешних совместителей. В настоящее время работа по совместительству в обязательном порядке не отражается в трудовой книжке[4]. Уже сам по себе этот факт делает таких работников в какой-то степени сотрудниками «второго сорта». Зачастую на совмещаемой работе им не предоставляют законных льгот и привилегий, лишают социального пакета, положенного основным работникам, увольняют, как только на занимаемое ими место найдется постоянный работник. С отменой трудовой книжки грань между основными работниками и работниками-совместителями будет стерта. Просто будет однородный состав сотрудников, одни из которых работают на условиях полного, а другие неполного рабочего времени.

Итак, мы привели доводы в пользу отмены трудовых книжек. Увидели, что в настоящее время этот документ практически полностью потерял свою актуальность. Теперь давайте разберемся с проблемой, которая неизбежно возникнет в результате исчезновения трудовых книжек. Поговорим о том, как при отсутствии привычного документа кадровики будут судить о профессиональной состоятельности человека, который претендует на вакансию в вашей компании.

Как определить «ценность» соискателя?

В настоящее время, принимая сотрудника на работу, вы самое пристальное внимание уделяете его трудовой книжке, страничка за страничкой изучая к аждую запись. И это вполне объяснимо: иначе как узнать, подходит ли сотрудник на вакантную должность. Вы сверяете данные, содержащиеся в резюме претендента, с данными, отраженными в его трудовой книжке. Смотрите, какова продолжительность трудового стажа работника, в каких организациях он работал, как шло его продвижение по карьерной лестнице, не увольнялся ли он по виновным обстоятельствам. И только после этого делаете вывод, обладает ли соискатель необходимой деловой привлекательностью для вашей компании.

А теперь представьте, что трудовой книжки нет. Перед вами сидит потенциальный работник, а на руках у него только паспорт, пенсионная «карточка» да документ об образовании. И конечно же, резюме. Но оно, как вы понимаете, не может служить надежным источником информации. Это сугубо личное «творчество» работника. Возникает вопрос: к помощи каких средств придется обращаться кадровому работнику для того, чтобы с максимальной точностью определить уровень деловой и профессиональной компетенции будущего сотрудника?

Назовем три способа, которые при отсутствии трудовой книжки работодатель предполагает применять для того, чтобы среди массы претендентов выбрать нужного работника.

Трудовой договор

После отмены трудовой книжки на первый план при оценке будущего сотрудника выдвигаются трудовые договоры с прежних мест работы[5].

Дело в том, что из трудового договора можно узнать много информации о будущем сотруднике. Например, название компании, где он трудился, должность, которую занимал, уровень оплаты его труда. Единственное, что невозможно установить из трудового договора, это причины его увольнения. А эта информация, согласитесь, представляет интерес для потенциального работодателя. Кто же из руководителей откажется знать, насколько законопослушен его будущий подчиненный?

Рекомендации

Еще один документ, по которому работодатель сможет составить профессиональный портрет будущего работника, это рекомендация с прошлого места работы. Из этого документа можно получить исчерпывающую информацию о профессиональных и психологических характеристиках соискателя, об уровне его лояльности работодателю, о причинах и мотивах ухода из организации. Однако здесь тоже не все так просто. Следует помнить, что рекомендация – это документ, который на данный момент находится в положении «вне закона». То есть его попросту нет в списке документов, которые работодатель вправе требовать от работника при поступлении на работу (ст. 65 ТК РФ). Поэтому получать информацию о будущем работнике от его бывшего работодателя нужно будет крайне аккуратно, строго соблюдая все правила и нормы закона о персональных данных[6].

Испытательный срок

И наконец, замечательную возможность проверить, подходит ли вам кандидат, который хочет «прописаться» у вас в компании, дает испытательный срок. Правда, в этом случае с сотрудником придется заключить трудовой договор. Ну что ж, как говорится, в данном случае риск вполне оправдан. Ведь с отменой трудовой книжки именно испытание практикой будет главным критерием при определении степени ценности сотрудника. Уже сейчас работодателю стоит обратить особое внимание на принципы и механизм действия этого правового института. Следует напомнить, что с принятием новой редакции Трудового кодекса значительно изменились нормы, регулирующие условия и порядок установления испытательного срока[7].

Таким образом, с отменой трудовых книжек кадровики избавятся от большой головной боли – оформления трудовых книжек – и при этом не останутся без инструмента, позволяющего правильно оценить кандидата на вакантную должность.

Требования, предъявляемые к рекомендации

Рекомендация должна содержать объективную оценку сотрудника. Текст ее должен быть написан грамотным русским языком. Рекомендация должна быть напечатана на фирменном бланке организации, от имени которой она выдается, и подписана руководителем (непосредственным начальником сотрудника либо генеральным директором организации). В тексте рекомендации должны содержаться как телефоны самой организации, так и личный телефон рекомендателя.

[1] Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования введен Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. Как решать проблемы с оформлением и заменой свидетельств государственного пенсионного страхования, читайте в № 12, 2006.

[2] Определение Конституционного суда РФ от 2 марта 2006 г. № 16-О.

[3] Имеются в виду Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225, и Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Минтрудом Российской Федерации 10 октября 2003 г. № 69.

[4] Часть пятая ст. 66 ТК РФ.

[5] С введением в действие Трудового кодекса 1 февраля 2002 г. работодатели в обязательном порядке стали заключать с сотрудниками письменный трудовой договор. Старый КЗоТ не требовал выполнения такого условия. В настоящее время трудовой договор составляется в двух экземплярах, один из которых остается у работодателя, другой выдается на руки сотруднику (ст. 67 ТК РФ).

[6] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Текст документа опубликован на сайте www.kdelo.ru в разделе «Правовая база». Комментарий к закону с информацией о его вступлении в силу читайте на стр. 105.

[7] О новых правилах установления испытательного срока читайте в № 11, 2006.

Автор: Светлана Петрова 

Источник: Кадровое дело